Коллектив родился! Да здравствует энтузиазм!

Идея родилась в душе юной студентки музыкального училища, талантливого композитора и поэта Василисы Горочной, когда однажды, на исходе зимы, усталая, подавленная, расстроенная, она неожиданно для себя нашла отклик в сердцах столь же юных и бескорыстных исполнителей.

Их было четверо. А она писала квартет. «Мой композитор-наставник А.А. Светличный, – объясняла она свой выбор друзьям, – всегда говорил мне, что если хочешь узнать, какой ты композитор, – напиши квартет и дай его музыкантам. Если им будет интересно его играть, значит, ты удался в своей профессии, если будет скучно – ты не дорос писать не только квартеты, но и ансамблевую музыку вообще, и как композитор никуда не годишься». И это испытание она прошла. Много трудностей пришлось преодолеть квартету: не хватало времени для занятий, не было подходящего помещения, однако через год, во время выдачи дипломов в колледже искусств, первым номером исполняли ЕЕ произведение!

На этом история квартета, в который входили скрипачки Александра и Екатерина Голубевы, альтист Евгений Клименко и виолончелист Юрий Воронюк (организатор квартета) – все они ныне студенты консерватории, – заканчивается и начинается другая история – о жизни и творчестве музыкально-философского общества «Совершенный каданс», изначально созданного специально для того, чтобы играть музыку Василисы Горочной, или просто Васи, как называют ее друзья. Согласно Уставу, единодушно принятому всеми участниками, музыкально-философское общество «Совершенный Каданс» (МФО «СК») представляет собой некоммерческую организацию, созданную для реализации творческих проектов, дружеского общения и самосовершенствования каждого участника. Организационная структура Общества построена по матрично-сетевому принципу. Это означает, что:

1. Общество существует как клуб друзей, а не официозная организация. Общение происходит в неформальной доброжелательной среде.

2. В рамках Общества могут быть созданы творческие коллективы различного состава.

3. График встреч гибкий и зависит от их конкретных возможностей.

4. Управление осуществляется всеми участниками.

5. Стимулы деятельности могут быть различными: концерт, желание с кем-то вместе поиграть, появление нового произведения и т. д.

«Законодательную базу» деятельности Общества составляют:

1. Законы гармонии и полифонии (которые могут быть нарушены при необходимости).

2. Принципы дружбы, взаимного уважения, искренности и равенства (которые не могут быть нарушены ни при каких условиях).

Сама Василиса считает себя классицистом в музыке, а любимым композитором называет Моцарта. В свои 20 лет она уже состоявшийся композитор. Оркестровую же музыку она создает с 12 лет, причем пишет сразу партитуру. «Как правило, композитор сначала пишет для фортепиано, потом перекладывает эту музыку для оркестра, пользуясь законами и правилами оркестровки, – делилась она как-то с друзьями своими размышлениями. – Я так не могу, это чудовищно при моём недостатке времени. Намного естественнее и проще для меня сразу писать для всех инструментов параллельно, без всяких клавиров».

Коллектив энтузиастов-исполнителей МФО «СК» образовался из студентов консерватории. Первое время репетиции проходили где придется – к примеру, под лестницей возле камерного зала, затем музыканты обосновались на кафедре струнных инструментов. Однако количество участников в коллективе так быстро увеличивалось, что очень скоро это помещение стало неудобным – приходилось, по словам Василисы, «усаживать фаготы на диванчики и ставить солистов сзади оркестра». Пробовали добиться права заниматься в оркестровом классе. Но, как оказалось, сделать это было не так-то просто. Требовалось письменное разрешение проректора по учебной работе РГК В. А. Денежкина. Владимир Александрович же, сославшись на то, что подобного рода организации должны быть официально зарегистрированы, рекомендовал обратиться сначала к председателю СНТО (студенческое научно-творческое общество) И. П. Дабаевой. Ирина Прокопьевна с радостью поддержала начинания студентов – деятельность коллектива была одобрена, долгожданная подпись на заявлении поставлена. Ура!

И вот 28 декабря 2009 года в 18.00 в ДК «Ростсельмаш» было объявлено первое выступление общества «Совершенный каданс».

Музыканты расположились за кулисами, «захватив» одиноко стоящий в темноте стол, и начали настраиваться, разыгрываться. Эта «идиллия» продолжалась до прихода Кирилла Оленцевича (альтист, но в этом коллективе исполняет роль дирижера). Мне было сложно поверить, что альтист, не обучавшийся профессионально дирижированию, может хорошо управлять оркестром, но опасения мои развеялись, как только он предстал перед исполнителями. Сомнений быть не могло – перед нами стоял Маэстро. Взлохмаченный, в расстегнутой рубашке и с вдохновенным видом он требовательным тоном и повелительными жестами подготовил весь коллектив к организованному выходу на сцену.

Нервничала ли сама композитор, определить было трудно – она с энтузиазмом помогала собирать пульты (опять-таки принесенные с собой), шутила, делала фотоснимки. На одном из пультов, дирижерском, я увидела партитуру Симфониетты Василисы, которую должны были исполнять на этом концерте. Конечно же, я не удержалась и посмотрела ее. Моему взору предстали ноты с множеством ремарок дирижера, пометок о темпе, характере исполнения. Видно было, с какой тщательностью Кирилл подошел к изучению этой музыки, вникал в неё, осмысливал.

В ожидании начала концерта музыканты перебрались поближе к сцене – ведь их выступление должно было быть первым! За закрытым занавесом они суетились, под аккомпанемент бодрой современной музыки Василиса и скрипач Рашид Рашидов слегка приплясывали.

Тем временем ожидание затягивалось… Квартет (теперь входящий в Общество, в своем первоначальном составе сменивший лишь виолончелиста – могучего Воронюка на хрупкую Катю Картушину) сидел на сцене в полной готовности. И вот, когда у музыкантов окончательно замерзли руки, занавес, наконец, открылся (возможно, начало было все-таки в 19.00?). Василиса произнесла новогоднюю поздравительную речь, а затем в этот пасмурный зимний день по залу разлилась солнечная музыка Квартета.

После квартета на сцену вышел камерный оркестр в весьма необычном составе – 5 скрипок, два альта, две виолончели и фагот. Из-за отсутствия контрабаса (нет, увы, в консерватории контрабасиста-энтузиаста), его партию исполнял фаготист Александр Семенов. В состав оркестра так же входили Алина Аитова, Ани Бадоян, Александр Горбатько и Елена Кичук.

Чуткая работа маэстро Оленцевича поражала: его дирижерский жест, без палочки (по старой традиции?) вызывал восхищение. Но казалось, Маэстро говорил с музыкантами «изнутри» (ведь он сам играет в оркестре), и жесты были лишь дополнением к взаимному непосредственному ощущению музыкантами и дирижером друг друга.

Так прошла премьера Симфониетты Ля-мажор для камерного оркестра Василисы Горочной. Общество «Совершенный каданс» явило себя людям. И хочется крикнуть: «Браво Кирилл, браво Василиса, да здравствует энтузиазм!».

Ирина Саломатова